В ЗНАЧКАХ – ИСТОРИЯ СТРАНЫ

А. Ковалев (журналист, г.Ташкент)

            

Более тридцати лет назад, будучи школьником, начал собирать значки и знаки, старинные ордена и медали ташкентский историк Абдуфарух Мирзаиров. Пожалуй нет такой области в жизни Узбекистана, которая не была бы отражена в альбомах этой уникальной коллекции, вобравшей в себя свыше двадцати тысяч миниатюрных произведений геральдического и фалеристического искусства. Автотранспорт и авиация, сельское хозяйство и машиностроение, культура и спорт… Есть в собрании и редчайшие экземпляры, раритеты!

            Вот, например, орден Восходящей Звезды, учрежденный в семидесятые годы прошлого века бухарским эмиром Музаффаром ад-дином. Это первая узбекская награда, изготовлена она из серебра. Основу ордена составляет восьмилучевая звезда, в центре которой помещен эмалевый медальон с полумесяцем, датой вступления на престол эмира и надписью арабским шрифтом: «Награда столицы Благородной Бухары».

            Мирзаирову посчастливилось приобрести несколько разновидностей бухарских орденов Восходящей Звезды. Есть у него и экземпляр изготовленный в Санкт-Петербурге по заказу эмира Абд-ал-Ахада, для награждения чинов русского императорского двора во время его путешествия по России в 1893 году.

 - Появление орденов, иных наградных знаков – важный рубеж в истории узбекского народа, - комментирует Абдуфарух Убайдуллаевич.

– Они свидетельствуют о том, что данное общество достигло высокой степени экономического, социального и культурного развития. Если есть ордена, медали, то можно говорить, что общество достигло стадии крепкого государства. Таким образом, мы видим, что знаки Благородной Бухары являются как бы индикатором, признаком социального статуса эмирата, показателем высокого уровня его развития.

            Специалисты от фалеристики единодушны: Мирзаиров собрал международно-значимую, единственную в своем роде коллекцию, раскрывающую различные исторические этапы развития Туркестанского края, Узбекистана. Подобного собрания нет ни в государственных музеях, ни в частных коллекциях. Исключительно научный подход, строгая системность комплектования коллекции – вот те принципы, которые сделали Мирзаирова корифеем фалеристики.

- Козьма Прутков предостерегал: «Нельзя объять необъятное», - говорит Абдуфарух Убайдуллаевич.

- Поэтому я раз и навсегда определил для себя тему – собирать фалеристический материал только о родном крае. Исключение составляет лишь автомобильная тематика. Автомобиль и всё связанное с ним – моя особая страсть. Значки и знаки, посвященные автотранспорту, я собираю «всех времен и народов».

Да, не одна сотня значков как символ трудовой доблести автотранспортников имеется в коллекции Мирзаирова. У каждого из них своя биография. Вот, например, овальный знак сороковых годов «Отличный дорожник», изготовленная из высокопробного серебра. Раритет! На расстоянии от смотрится как орден «Знак Почета». В центре знака – мост через полноводную реку и мчащийся по набережной автомобиль. Знак обрамлен золотистыми лавровыми ветвями. Центр знака голубой эмали. Сочетание красного, голубого и золотистого цветов вместе с чернением создает строгую торжественность награды.

И еще редкость: круглый бронзовый значок, в центре которого изображение грузового автомобиля, и две надписи: «Узавтодор» - вверху латинским шрифтом, внизу в две строки – русским.

Открываю очередную папку-планшет, в ней – большая группа знаков, учрежденных на многих автопредприятиях республики для ветеранов труда. У меня в руках медалевидный с колодкой знак «Ветеран труда» автоколонны № 2509. Торжественно-красивый! И таких знаков в коллекции десятки. Конечно, это ведомственные награды, но по силе морального воздействия их значение далеко выходит за рамки автоколонны или автокомбината.

Здесь же множество значков юбилейных: «50 лет Минавтодору Узбекистана», «10 лет автотресту №1», «30 лет автокомбинату №2», «Алмалыкская автобаза № 80 – 30 лет» и т.д. Богата и подборка значков по истории создания и эволюции автомобиля, добровольных автообществ, клубов антикварной автомототехники.

С исчерпывающей полнотой представлены в собрании значки по автоспорту – это буквально поражающее число жетонов спортивно-технических клубов, агитпробегов, чемпионатов, в том числе знаки участников ралли «Париж – Москва - Пекин», иных состязаний автомастеров.

Конечно, в газетной статье не представляется возможным рассказать о коллекции более подробно. Но даже это «короткое» знакомство подтверждает еще раз то, что автотранспорт был и есть на переднем крае народного хозяйства. От его слаженной и бесперебойной работы зависел и сегодня зависит жизненный ритм нашей страны.

- Ныне я продолжаю работать над составлением каталога своего собрания, - говорит Абдуфарух Убайдуллаевич, - заполняю пробелы в описании значков. И теперь, между прочим, я рассчитываю в этом деле и на вашу помощь. Да, да, не удивляйтесь! Вот, например, значок «Узавтотранстехника». Что это за подразделение, чем оно занимается, выпускало ли в свет другие значки? Хочу все знать! У меня, увы, еще немало значков из автотематики, которые ждут своего описания.

Да, о значках Мирзаиров хочет знать все! Он и делает все, чтобы коллекция служила культурно-просветительным и воспитательным целям. Двери его дома открыты для всех, кто увлечен фалеристикой, он часто организует тематические выставки, где делится богатым опытом, информацией. Это-то и отличает его, маститого коллекционера, от других собирателей. В этом суть его творчества.

(Автомобилист Узбекистана № 38, 30 сентября 1995 г.)

 

  Русская монета | top 100

На главную

 

Hosted by uCoz