ТАШИИТ

Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта был организован в 1931 году под названием Среднеазиатский институт инженеров железнодорожного транспорта (САЗИИТ), который начал свою деятельность с подготовки специалистов – механиков и эксплуатационников.

В 1930 г. в Ташкенте при управлении Ташкентской железной дороги функционировали курсы по подготовке инженеров и техников узкой специальности и их переквалификации, тяговое и эксплуатационное отделение с названием «Курсы НКПС».

С 1 сентября 1931 г, на основании приказа дирекции Среднеазиатской железной дороги эти курсы были переданы совместно с преподавательским и административным персоналом в полное ведение САЗИИТ, директором которого был назначен А.Ф.Вильдер. За 75-летнюю историю института его руководителями являлись Вильдер Артур Францевич, Зеленский Михаил Лукич, Сорокин Михаил Матвеевич, Петрукович Алексей Алексеевич, Прасолов Михаил Филиппович, Адылходжаев Эшан Агзамович, Джумабаев Сахий Мухамедалиевич. С 1998 года ректором института является Адылходжаев Анвар Эшанович.

В августе 1931 г. был объявлен первый набор студентов, в результате которого в ряды первых студентов железнодорожников были приняты 125 человек.

Преподавательский состав САЗИИТ первоначально был создан из числа персонала курсов, специалистов железнодорожного узла Красновосточного завода, преподавателей Среднеазиатского государственного университета работавших на условиях совместителей и почасовиков. В состав Учебного Совета вошли преподаватели, работники дирекции Среднеазиатской железной дороги, завода и других общественных организаций.

В 1931/1932 учебном году в САЗИИТ работали 35 штатных преподавателей. Среди них, первые организаторы института М.Я.Ботолов, Ю.Гольцман, В.Димушин, М.Егоров, А.Зиновьева, А.Крафт, С.Новокрещенов, Нурмухамедов, М.Струсевич, Т.Кочкаров, В.Капустин, Х.Ходжаев, Д.Заглядимов, А.Ценин, Н.Писарев, А.Суворов, Е.Якуб и др. Базой для проведения занятий явились завод, железнодорожные подразделения узла г.Ташкента, Средне-азиатский государственный университет. Студенческие общежития располагались в разных районах города Ташкента.

В ноябре 1931 года было организовано путейское отделение САЗИИТ, тогда же на заседании Учебного совета института было принято решение о создании филиалов института в Ашхабаде, Красноводске, Алма-Ате и Оренбурге, базового рабфака и его филиалов.

В 1931 году определилась организационная структура института состоявшая из: дирекции; 4 отделений – «Механическое», «Эксплуатационное», «Путейское» и «Переподготовки»; 10 кафедр - железных дорог, подвижного состава, прикладной механики, методов изображения, сопротивления материалов, математики, общественных наук, политической экономии, немецкого языка, физики- химии; Учебного Совета и библиотека института.

До 1933 года подразделения института именовались отделениями, руководитель института – директором. В 1933 году отделения были переименованы в факультеты, а директор в начальника.

В 1934 году состоялся первый выпуск ста двадцати четырех инженеров железнодорожного транспорта по трем специальностям.

Строительство учебного здания САЗИИТ, жилого 32-квартирного дома для профессорско-преподавательского состава, двух одноэтажных общежитий временного типа и других сооружений началось в 1932 и завершилось в 1936 году.

С вводом в эксплуатацию нового здания института расширялись кабинетно-лабораторная база, учебные мастерские и жилой фонд. Передислокация учебных занятий в новое здание института проходила по мере готовности аудиторного фонда. Первая секция здания института была отстроена в 1933 году.

С 1 сентября 1933 года в новом учебном корпусе занимались лишь 5 учебных групп дневного и 4 – вечернего обучения. В первом 4-х этажном учебно-лабораторном корпусе также были размещены учебные мастерские и столовая. В 1936 г. были завершены работы по строительству учебно-лабораторного корпуса.

Книжный фонд библиотеки был невелик и составлял в 1931 г. — 4812, а в 1938 г. — 12 225 экземпляров. Потребность в книгах, журналах и специальной литературе превосходила фактическое их наличие, что вызвало необходимость систематической подготовки методических пособий и справочников для курсового и дипломного проектирования, со стороны преподавательского состава института..

За 1933—1935 гг. структурный состав института частично изменился. В феврале 1933 г. механический факультет был преобразован в тепловозный, а в сентябре 1934 г. — в паровозный. В ноябре 1933 г. был организован факультет особого назначения (ФОН) для переподготовки руководящего состава Среднеазиатской и Туркестано-Сибирской железных дорог. За короткий период работы в нем прошли переподготовку 80 руководящих работников.

В 1937 г. САЗИИТ был переименован в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (ТашИИТ).

За первые 10 лет своей деятельности институтом было подготовлено и выпущено 156 техников и 891 инженер, из них паровозников - 249, автодорожников - 229, путейцев - 118, строителей железных дорог - 138, эксплуатационников - 157.

В годы второй мировой войны институт имел твердый государственный план приема на три факультета 225—250 человек ежегодно.

В 1941 году на первые курсы паровозного, путейно-строительного и экс­плуатационного факультетов было зачислено 227 студентов.

Война нарушила мирный ритм работы института. С первых дней войны многие преподаватели добровольно ушли на фронт, среди них: Н.П.Александров, Н.Г.Кочиев, Б.А.Ларионов, Б.В.Волков, М.Ф.Прасолов, Д.В.Писцов, С.В.Субботин и другие сотрудники.

В исключительно трудную осень первого года войны коллектив института, во многом отказывая себе, проявил традиционное гостеприимство, свойственное узбекскому народу. Были по-братски приняты и размещены эвакуированные преподаватели и студенты из других транспортных вузов. Так, в сентябре 1941 г. была принята большая группа студентов ЛИИЖТа. В ноябре-декабре 1941 г. прибыли и были размещены преподаватели, студенты и административно-технический персонал Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта (ХИИТ). Все это вызвало необходимость проведения ряда организационно-технических должностных перемещений административного характера, изменение состава кафедр и совета института. Учебные занятия были организованы в две смены.

Для размещения студентов в общежитиях устанавливаются двухъярусные койки. На территории института в короткий срок было построено одноэтажное общежитие.

Преподавательский состав был размещен в жилом доме института, частично в специально выделенных комнатах общежитий и на частных квартирах и городе.

На протяжении всех лет войны институт имел твердый план ежегодного приема на все три факультета. Однако средние школы и техникумы не обеспечивали необходимый вузам Ташкента планы приема. Поэтому в 1942 г. в институте организуются краткосрочные хозрасчетные курсы по подготовке абитуриентов. На курсы принимались лица, имеющие подготовку 8—10 классов средней школы, и в зависимости от этого предусматривались занятия от одного до шести месяцев. Вскоре эти курсы были реорганизованы в дневное подготовительное отделение с трех, шести и восьмимесячными сроками обучения. Как и студенты института, слушатели подготовительного отделения пользовались всеми льготами железнодорожников.

Бессменным руководителем подготовительного отделения была завкафедрой «Языки» Ф.Л.Марканова. Отделение насчитывало 8 академических групп, примерно 200 слушателей. На курсах работали преподаватели общеобразовательных кафедр института и средних школ города.

При содействии Ташкентской и Туркестано-Сибирской железных дорог была организована сеть филиалов подготовительного отделения на базе выпускников десятых классов при русских, узбекских и казахских железнодорожных школах в Андижане, Коканде, Алма-Ате, Бишкеке и Джамбуле.

За пять лет (с 1942 по 1947 гг.) на подготовительном отделении было подготовлено свыше 3 тыс. абитуриентов.

Война потребовала коренной перестройки всего учебного процесса. С 1941 г. вводится сокращенный 3-годичный срок подготовки инженеров. Была проделана большая работа по пересмотру учебных планов и учебных программ читаемых дисциплин.

Однако переход на сокращенный срок обучения привел к ухудшению качества подготовки специалистов. Поэтому уже с нового 1942/43 учебного года для всех транспортных институтов страны устанавливается единая продолжительность обучения студентов — 4 года 10 месяцев. Выпускникам присваивается квалификация: инженер путей сообщения - механик, инженер путей сообщения - строитель, инженер путей сообщений по движению и грузовой работе.

В годы войны продолжалось совершенствование организационной структуры института. Создается ряд новых кафедр и лабораторий, отвечающих требованиям времени. Организованы кафедры технологии металлов, теплотехники, организации движения поездов, станций и узлов, организации грузовой работы гражданских сооружений, геологии, экономики транспорта и др.

Книжный фонд библиотеки института пополнился за счет библиотечного фонда ХИИТа и составил примерно 140 тыс. томов. Тем не менее, остро ощущался недостаток учебной и научной литературы. В 1943/44 учебном году создается фундаментальная библиотека в специально оборудованном помещении, приведен в порядок каталог книг. Для лучшего обслуживания студентов читальный зал библиотеки стал работать до 23 часов.

Итоги научно-исследовательской деятельности и работы по оказанию помощи производству в годы второй мировой войны были подведены в 1944 году на научно-технической конференции кафедр института. В работе конференции приняли участие свыше 100 работников дороги.

В годы второй мировой войны институт выпустил 508 инженеров.

С 1944 г. начальники факультетов стали именоваться деканами.

Свой первый послевоенный учебный год институт начал с тремя факультетами: «Строительным», «Механическим» и «Эксплуатации железных дорог».

Несмотря на трудные послевоенные годы в институте не прекращались строительные работы, направленные на улучшение материально-технической базы института. Так, в 1946 г. началось строительство нового четырехэтажного комплекса института. Одновременно предусматривалось строительство здания для размещения учебно-экспериментальных мастерских, теплотехнических лабораторий и центральной котельной, спортивного городка открытого типа, электроподстанции и банно-прачечного комплекса.

Первая секция нового учебного корпуса была сдана в эксплуатацию в 1948 г., а вторая — в 1950 г. В эти помещениях были организованы лаборатории; общей химии, холодильная, автотормозная, технологии топлива, воды и смазки, металловедения, сигнализации, централизации и блокировки, а также электрических машин и измерений. Были открыты новые специализированные кабинеты и аудитории подвижного состава, железнодорожных станций и узлов, организации движения поездов, экономики транспорта и др.

В 1965 г. завершена газификация института. На природный газ переведены жилые дома, студенческие общежития и котельная.

В 1966 г. сдано в эксплуатацию трехэтажное здание столовой на 500 посадочных мест. В 1968 г. построены комбинированные детсад ясли на 140 мест, в 1969 г. еще одно студенческое общежитие. В 1971 г. закончено строительство нового 56-квартирного дома, а в 1975 г.— студенческого общежития № 6.

После окончания строительства основного учебного здания началось строительство жилых домов, общежитий и бытовых зданий. В 1958—60 гг. построено два общежития на 400 человек каждое. В 1961 г. сдан 60-квартирный жилой дом для преподавателей и сотрудников института. В 1962 г. построены студенческие общежития на 411 мест и детский сад на 100 мест, в 1963 и 1964 гг. — два 32-квартирных жилых дома.

Если площадь кабинетов и лабораторий в 1937 г. была около 3000 кв.м., то уже к 1970 г. она составляло 21500 кв.м.

С 1947 г. в институте было открыто вечернее отделение, на базе которого в 1955 г. создан вечерний факультет.

В 1957 г. заочное отделение института было реорганизовано в факультет. Заочный факультет создал учебно-консультационные пункты (УКП) в гг. Ашхабаде, Алма-Ате и Оренбурге.

Рост промышленного и гражданского строительства требовал большого количества инженеров–строителей. В связи с этим в 1954 году строительным факультетом института был осуществлен прием студентов на новую специальность – промышленное и гражданское строительство (ПГС), выделившуюся в 1956 году в самостоятельный факультет ПГС.

Вслед за этим на эксплуатационный факультет были приняты первые группы студентов по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте». На базе этих групп в 1961 году был создан факультет АТС.

В 1959 году институт произвел прием студентов по специальности «Экономика и организация железнодорожного транспорта». С 1965 года эта специальность вместе со специальностью «Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте» позволила сформировать инженерно-экономический факультет (ЭТ), который в 1988 году был объединен с факультетом «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте».

С 1 января 1969 года при институте был открыт факультет повышения квалификации (ФПК) руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта.

К 1981 г. в институте уже имелось 80 лабораторий и кабинетов и 4 научно-исследовательские отраслевые лаборатории. Особенно быстро развивалась лабораторная база факультета АТС. За 10 лет на этом факультете были созданы 23 лаборатории, аппаратура и приборы которых соответствуют современному уровню устройств АТС на железных дорогах. На эксплуатационном факультете был построен макет электрифицированного железнодорожного участка с 8 станциями, техническое оснащение которого позволяло отрабатывать современные способы организации движения поездов. Созданы также лаборатории по тепловозам, вагонам, электрическим машинам, строительной механике, технологии металлов, стройматериалам и другие специальные кабинеты и лаборатории.

В 1981 г. введена в эксплуатацию 7-я секция учебного корпуса — учебно-спортивный комплекс, включающий лабораторный блок на 640 мест, аудиторный блок с двумя аудиториями, на 200 мест каждая, универсальный спортивный зал.

В 1989 г. было завершено строительство студенческого общежития N°1.

В 1990 году введен в эксплуатацию учебно-лабораторный корпус для локомотивов типа «Калек».

Сегодня Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта является одним из ведущих технических вузов Узбекистана.Он готовит бакалавров по 20 специальностям, и по 22 - магистров.

В институте функционируют: объединения кафедр «Социально-экономических и гуманитарных» и «Фундаментальных и общетехнических дисциплин»; 4 факультета: «Строительный», «Электромеханический», «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте» и «Экономический». В них обучается более 2912 человек, из них 2779 бакалавров и 133 магистрантов. Научно-педагогический состав ТашИИТа насчитывает свыше 270 человек, среди них два академика АН Узбекистана, 25 докторов наук - профессора, 116 кандидатов наук - доцентов, 65 старших преподавателей и 65 ассистентов.

На факультете повышения квалификации проходят переквалификацию и повышение квалификации специалисты ГАЖК «Ўзбекистон темир йўллари», служащие предприятий транспортного строительства, специалисты – транспорта навоийских и алмалыкских горно–рудных металлургических комбинатов.

Всего за 75-летнюю историю институтом было подготовлены более 50 тысячи высококвалифицированных инженеров, в том числе за годы независимости - 4706 инженеров, 1500 бакалавров и 200 магистров.

При институте действует академический лицей.

За годы независимости институтом были налажены международные связи с ведущими высшими техническими учебными заведениями Москвы, Санкт – Петербурга, Прибалтики, Восточной Европы и Азии подписаны научно – творческие договора. Установлены отношения Казахстанской академией транспорта и коммуникации, Киргизским университетом строительства, архитектуры и транспорта, Киевским национальным архитектурно-строительным институтом и многими другими научно – исследовательскими институтами.

В настоящее время в институте имеется великолепный зал, оснащенный современными средствами акустики и осветительными средствами. Действует большой спортивный комплекс, общежития и столовая.

В институте функционируют 4 компьютерных центра, на 56 рабочих мест. Имеются 2 интернет-центра, компьютерный учебный зал. Создан 31 компьютерный класс, которые оснащены 500 современными компьютерами, оборудовано 6 мультимедийных аудиторий, зал заседаний и зал Ученого Совета института. Разработана программа электронного образования сайта института подключенного к сети Интернет, а также программы учета посещаемости занятий студентами, рейтинг контроль знаний студентов и т.д.

Деканы, начальники отделов и свыше 50 профессоров и преподавателей получили образование на курсах повышения квалификации в Центре (Ташкент) по внедрению рыночных навыков по применению в учебном процессе интерактивных методов (метод – кейс, ролевые игры и т.п.)

В результате проделанной работы в институте созданы все условия для реализации творческих способностей студентов, спортивный клуб, современные удобные общежития, научно-студенческое общество.

Для студенческой практики используют многочисленные тренажеры и лабораторные установки.

Долговременное творческое сотрудничество ученых института и производственников железной дороги способствует росту квалификации научно-педагогических кадров и укреплению материальной базы института.

При институте работает медицинский оздоровительно-профилактический центр.

Кафедра физического воспитания и спортивный клуб располагают современным спортивным комплексом – с плавательным бассейном и спортивными залами и стадион на 15 тысяч зрителей.

Профком института и спортивный клуб уделяют большое внимание организации отдыха студентов.

Многотиражная газета «Ёш Темир йўлчи» публикует материалы по наиболее актуальным вопросам учебной, научной и воспитательной работы, рассказывает о достижениях коллектива института в учебно-воспитательном процессе и научных исследованиях.

Деятельность института определяется Уставом ТашИИта, который устанавливает принципы управления работой коллектива, дает возможность профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и студентам организовать учебный процесс наиболее эффективно и целесообразно, используя технические средства обучения, обеспечивая профилизацию и индивидуализацию обучения наряду с самостоятельной подготовкой студентов.

В институте уделяется большое внимание поддержанию добрых традиций. Проведение торжественных мероприятий, ритуалов служит сплочению коллектива, укреплению корпоративного духа, объединению профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов.

 (По материалам Интернета, 2007 г.)

 

  Русская монета | top 100

На главную

 

Hosted by uCoz